Сложная политическая обстановка наложила отпечаток на привычный товарный бизнес. Санкции усиливают ежегодно. Мы честно расскажем о поиске поставщиков, финансовых взаимоотношениях, ситуации с поставками товаров из Китая в Россию по «белой» и «серой» схеме доставки.
Статья подготовлена для предпринимателей и физических лиц, которые покупают товары в Китае для себя или перепродажи. Расскажем о вызовах 2024 года, с которыми приходится сталкиваться.
Поиск поставщиков в Китае не изменился
Небольшие китайские фабрики и торговые компании не пострадали от санкций со стороны США. Фабрики продолжают производить товары, торговые фирмы ищут клиентов. Все как всегда. После окончания пандемии COVID-19 производители вернулись к участию в ярмарках, открытию шоу-румов на оптовых рынках и выкладке новых предложений на маркетплейсы.
Как искать поставщика в Китае:
- Маркетплейсы 1688, Taobao, Alibaba, Yiwu Go, Pinduoduo, Poizon, Made-in-China заполнен карточками различных товаров. В Китае работает , на которых очень легко выбирать товары, оценивать поставщиков и вести переговоры об улучшении условий.
- Услуга «поиск поставщика». Логистические компании в Китае, а также профессиональные закупщики оказывают услугу по поиску поставщика онлайн и офлайн с выездом на рынки и фабрики. Если хотите получить контакт проверенного поставщика, то обращайтесь к специалистам. Оптовые рынки. Несмотря на развитие цифровых технологий, китайские фабрики и торговые фирмы продолжают открывать шоу-румы на оптовых рынках. Вы все еще можете приехать в Китай и посетить тысячи рынков, в которых ежедневно открыты десятки тысяч шоу-румов.
- Ярмарки. После пандемии свою работу возобновили и многочисленные ярмарки. 135-я Кантонская весенняя ярмарка побила рекорд посещаемости. Это формат поиска поставщиков все еще актуален.
Финансовая «логистика» осложняет поставку товаров из Китая в Россию
Больнее всего санкции ударили по банковскому сектору. Блокировка SWIFT, проблемы с пополнением AliPay, постоянное усиление давления на криптовалютные биржи и банковскую систему приводят к изменению схемы платежей.
Если до 2022 года можно было хоть как-то договориться с китайской фабрикой о прямых платежах из-за границы, то сейчас это невозможно. Руководители небольших фабрик не хотят искать новые схемы оплаты и боятся попасть под санкции. Банки просят десятки документов для проведения финансовых операций. Они собирают отчетность с клиентов, чтобы ответить на запросы банков США.
Пользоваться услугами посредников для переводов из России чревато блокировкой счета в китайском банке, поэтому этот способ получения денег мы тоже не примеряем.
На середину 2024 года остается несколько проверенных схем:
- USDT через криптовалютную биржу Bybit.
- Рублевые платежи на карту с последующей схемой перевода.
Постоянно ищем новые схемы и способы создать резервный канал для платежей из России. С каждым месяцем находить такие способы все сложнее. Проводка платежей — важнейший вызов 2024 года, который удалось решить нашей компании.
Товарооборот растет
Доставка товаров из Китая в Россию осложняется ежегодным ростом товарооборота между странами:
- 2021 — рост на 35,8% до $146 млрд;
- 2022 — рост на 29,3%, до 190, 27 млрд;
- 2023 — рост на 26,3%, до $240,11 млрд.
С одной стороны, рост товарного оборота — это плюс для экономики. Но с другой стороны, постоянный рост приводит к усложнению логистики и проблемам.
Некоторые эксперты заявляют, что в 2024 году грузоперевозки в «белую» могут, впервые в истории, превысить карго (серую доставку через страны СНГ)! Это связано с увеличением общего оборота и приходом в норму стоимости «белой» доставки.
Проблемы «белого» маршрута доставки
В 2024 году, как и раньше, дешевле всего везти товар по морю. Китайские порты в городах Шанхай, Шэньчжэнь, Нинбо и Гуанчжоу ежедневно отправляют контейнеровозы. Суда прибывают во Владивосток и Находку (от 7 дней), Новороссийск (от 30 дней) или Санкт-Петербург (до 50 дней).
Использовать «белую» доставку особенно выгодно, когда один покупатель может забить товаром 20-футовый или 40-футовый контейнер. Но есть и проблемы, которые невозможно разрешить.
На порт Владивостока и Новороссийска каждый месяц обрушивается небывалый поток грузов. Портовые службы и железнодорожные магистрали России не справляются с растущим грузопотоком. Автомобильного грузового транспорта тоже не хватает.
Из-за загрузки всей логистической системы, в 1.5 раза выросла стоимость транзитного перемещений пустых контейнеров. Они продолжают скапливаться на терминалах, что усугубляет ситуацию. В мае этого года китайские перевозчики повысили тарифы на 10%, чтобы компенсировать затраты на новые контейнеры и мотивировать российских партнеров возвращать «тару».
Если порты и железные дорогие не справятся с потоком грузов и возвратом контейнеров, то сроки и цены на доставку могут снова вырасти.
В Красном море тоже неспокойно. Пираты-хуситы создают угрозу торговому флоту, что сказывается на возвращаемость контейнеров с европейского направления.
Ситуация может привести к повторению сценария 2020 и 2021 года. Тогда из-за короновирусных ограничений частично закрыли терминал Яньтянь в Шэньчжэне. В результате срок доставки контейнера увеличился до 80 дней, а цена выросла на 50%. А в 2021 году Суэцкий канал на неделю перекрыло судно Ever Given, чтоы привело к коллапсу логистики и небывалому росту тарифов на перевозку. Стоимость доставки одного 20-футового контейнера тогда превышала $5000, в 2024 году цена устаканилась на сумме от $1500.
Если планируете продавать товары в крупных сетях или участвовать в госзакупках, то выбирайте «белый» способ доставки товара из Китая в Россию несмотря на долгую доставку.
«Серый» маршрут поставки
Маршруты карго не сдают позиций. Поставка товаров из Китая в Россию через Казахстан и Кыргызстан все еще опережает «белую» доставку по товарообороту.
В этом году репутацию карго маршрутов «подмочила» ситуация с паводком в южных регионах России на границе с Казахстаном. С середины апреля до середины мая наблюдались задержки на 10—15 дней. К середине мая ситуация нормализовалась.
С 2023 года многие товары двойного назначения запрещено перевозить: беспилотники и запчасти для них, рыболовные товары (в т.ч. сети), камуфляжную одежда, ножи, любые горюче-смазочные материалы и т.д. Список запрещенных товаров только растет, а в 2024 году контроль за такими товарами усилен со стороны перевозчиков.
Руководство России активно внедряет маркировку «Честный знак». Маркетплейсы «Яндекс.Маркет», Ozon и Wildberries обновляют правила для продавцов. Принудительная система идентификации поможет избавить рынок от неучтенных товаров, но увеличит их розничную стоимость для конечного клиента. Наши партнеры все еще знают способы обойти эти ограничения и активно продолжают пользоваться нашими услугами. Причина простая — поставлять товары из Китая в Россию маршрутами карго очень выгодного.
Словно в ответ на сложности, в начале июня перевозчики расширили тарифную сетку на перевозку некоторые категорий товаров по маршрутам карго.
Поставка товаров из Китая в Россию через Казахстан и Кыргызстан остается актуальным направлением. Предприниматели находят способ применить «Честный знак» к товарам, доставленным маршрутами через Казахстан.
Что запомнить про поставку товаров из Китая в Россию в 2024 году
- На «белый» маршрут доставки влияет политическая обстановка в мире. Ситуация с пиратами в Красном море, а также низкая возвращаемость контейнеров уже приводит к росту тарифов на доставку.
- На «карго» больше влияет необходимость маркировки «Честный знак» на все большее количество товаров. При этом перевозчики предлагают новые интересные тарифы на некоторые категории грузов. Например, ткань можно привезти по цене от $1.3 за 1 кг, а носки и нижнее белье от $1.4 за 1 кг.
- Ситуация с платежами, несмотря на анонс «цифрового рубля», остается очень сложной. Крупные китайские банки делают все с оглядкой на банковскую систему США и стремятся не попасть под санкции. В этих условиях региональные банки, которые меньше привязаны к американской банковской системе, находят способ обойти санкции в т. ч. через Гонконг.
- Выбор схемы поставки товара из Китая в Россию зависит от ответа на простой вопрос: «Как дешевле привезти товар в Россию и насколько важна скорость доставки?». Если скорость доставки не важна, а товар дешевле везти в «белую», то просите логиста организовать доставку контейнером. Если на первом месте скорость доставки, товар плотный, а объем поставки небольшой, то выбирайте карго.